Зеркала. История. Антиквариат.

Преодолев страх перед собственным изображением в воде, человек захотел навсегда удержать этот фантом. Благодаря изобретению дутого, хрустального стекла, творческой фантазии мастеров открылись неограниченные возможности для самого прекрасного оформления.

В Египте зеркальное стекло было известно еще в 3-ем тысячелетии до н.э. Популярностью обладало маленькое ручное зеркальце. Искусство шлифовки позволяло работать со стеклом в Греции и Риме, с бронзой — в Китае.

С падением Римской империи производство зеркал было практически остановлено. Первые зеркальца из полированных металлов и горного хрусталя появляются вновь лишь к началу 13 века. 14 век в Европе был временем утонченной и галантной куртуазной любви, построенной на власти женщины, предпочитающей блеск и роскошь. Во Франции в среде дорогостоящих мелочей создавались подлинные шедевры. Зеркало стало незаменимой безделицей. На оборотной стороне чудесных зеркалец и на их футлярах резчики по слоновой кости вырезали изящные миниатюры со сценками любви. Материалы и формы ручных зеркалец были разнообразны: квадратные, овальные, прямоугольные, из серебра, золота, олова, стали, горного хрусталя, висячие, карманные, крупные туалетные… Популярность зеркалам принесло изобретение братьев Доменико и Андреа с острова Мурано, которые предложили изготовлять зеркало из цельного хрустального стекла. Новая техника позволила уделить особое внимание зеркальным рамам, которые ранее были очень просты — обструганные рейки из ореха, каштана, тополя. В 16 веке рамы зеркал больше похожи на рамы картин, в виде готических окон, с накладками из бронзы, орнаментами и резьбой. Особую разновидность представляли восьмиугольные зеркала. У них была бронзовая рама, выложенная маленькими мраморными пластинками, либо стеклянная рама, украшенная эмалью, лазуритом, кораллами, слоновой костью. Производились рамы и из мореного дерева. Зеркала, как и военный антиквариат, стоили очень дорого, собирать их могли себе позволить только короли. Самым знаменитым зеркалом той эпохи признано зеркало Марии Медичи в форме портала с украшениями из изумрудов, агатов, сардоникса, золотой эмали.

В период барокко и рококо зеркала изготовляются уже с крупной поверхностью. Зеркало перестает быть аксессуаром и включается в интерьер, однако по-прежнему остается модным товаром и художественным произведением. Любовь к роскоши королевского двора находит выражение в великолепных пышных зеркалах. Для рам используется либо импортированное экзотическое дерево, либо кедровое и грушевое. Исключительной красотой выделялись зеркала с рамами из кусочков плоского стекла в сочетании с серебряными подсвечниками. Зеркалами украшались дворцы Фонтебло, Версаля, Марли, Шамбора, где создавались целые зеркальные комнаты и галереи. Эффект усиливали хрустальные люстры и множество свечей. Зеркала использовались в гостиных, будуарах, бальных залах, они вделывались в обшивку стен, столиков для бритья, каминных полок, туалетных столиков. Используя зеркала, ювелиры изготовляли драгоценные несессеры для косметики и туалетные ящики. Венецианское зеркальное стекло стало символом красивых зеркал. Выделанные резцом рамы богатой работы из синего, зеленого, розового гуммилака, отделанные цветами, женскими фигурами, изображениями животных, покорили весь мир.

19 век ввел новый метод озеркаливания стекла серебром, но оригинальное производство зеркал пришло в упадок. Зеркало становилось более функциональным, оформление — менее художественным.

Те, кто коллекционирует антиквариат, отдают предпочтение исключительно зеркальным рамам. Это связано с основной болезнью зеркал — слепотой зеркальной поверхности. Ее нельзя устранить, ведь исчезнет историческая ценность зеркала. Следует помнить, что французская фирма «Баккара» мастерски подражала в 19 веке ранним венецианским зеркалам.